Народные промыслы

Хлудневская игрушка

Хлудневский промысел является визитной карточкой Калужской области.

В нашем магазине представлены игрушки Виктора Трифонова – потомственного мастера хлудневской игрушки г. Калуга
Александра Заборских – народного мастера России г. Думиничи

Хлудневский гончарный промысел широко известен на территории нашей страны. Зародился он в деревне Хлуднево, находящейся на юге Калужской области, где для изготовления посуды использовались местные глины. Судя же по черепкам ранних глиняных изделий, которые местные жители до сих пор находят на огородах центральной части деревни, можно предположить, что появился он в XVI веке.

Хлудневские гончары упоминаются в «Материалах для географии и статистики России, собранных офицерами генерального штаба» от 1857 года. Там отмечается, что уже в то время в Хлуднево существовал крупный гончарный центр Калужского губернии. Это подтверждается и архивными данными 1911 года, где записано, что в деревне Хлуднево Которской волости существует гончарный кустарный промысел – приготовление глиняной посуды и труб для печей. Преимущественно же изготавливались горшки для молока, чашки, махотки и прочие в количестве 560000 штук. Промыслом занималось 150 человек. Продукция сбывалась на базарах местному населению в городах Жиздра, Сухиничи, Брянск, в Людинове и Дядькове. Выручка составляла до 10900 рублей.

Гончарные изделия деревни Хлуднево отличались от других промыслов строгостью форм и функциональностью, но каждый мастер вносил в работу собственный характер и неповторимость. Изделия знаменитого в деревне гончара Игната Михеева известны тем, что, помимо горшков, он крутил вазы для цветов с витыми ручками, кадильницы, даже изготовил глиняный самовар.

Готовую посуду отвозили на подводах на ярмарки в Киров, Людиново, Дядьково, Сухиничи, Брянск, на Смоленщину. Особенно богатая ярмарка была на Яблочный Спас, в древнем поселении Брынь. Поскольку изделия хлудневских гончаров славились далеко в округе, товар на прилавках не залёживался.

В 70-е годы прошлого века постоянно изготавливали посуду в деревне только три мастера: Иван Бубнев, братья Сергей и Иван Трифоновы.

В то время, как мужчины тянули посуду, женщины лепили игрушки: свистульки, гудушки, громатушки, разные большие фигуры. Игрушка д. Хлуднево очень многообразна по сюжетам и многофигурным композициям.

Отличительным сюжетом Хлудневского промысла является древо жизни, аналогов, которому нет. Такого не делают больше нигде. Основное назначение его - оберег. При помощи наполнения дерева в различных комбинациях птицами, животными, людьми, оно приобретает каждое свой особый смысл. Да и барыня у Хлудневских мастериц непростая - в карманах у неё птицы, да зверушки, в руках детки, да свистки, на плечах и голове тоже по птушке, а в юбке спрятаны глиняные шарики, потрясёшь барыньку, она и загремит, как будто разговаривает, одним словом громотушка.

Особое место занимают Хлудневские игрушки-“перевёртыши”. Это мелкие свистки с двумя и более сюжетами в одной фигурке. Старые мастерицы были весёлые, наблюдательные и с юмором. Они подмечали интересные закономерности в пластике игрушек и воплощали свои находки непосредственно в свистках. Перевёртыши разделяются на две группы, те, которые надо как-то повернуть, чтобы увидеть второй смысл, и те, на которые надо только смотреть и заметить второй сюжет, не меняя положения игрушки. Это своего рода народные головоломки. Есть перевёртыши простые, а есть сложные, но зато, сколько радости, когда загадка разгадана.

Ещё одна особенность Хлудневского промысла, это ”мокрый соловей” - маленький горшочек, скрученный на гончарном круге со вставленным в него свистком. Если в него налить немного воды и подуть, то получается интересный, переливчатый звук, очень похожий на трель соловья.

Сейчас в деревне Хлуднево насчитывается 78 жителей. Большинство селян живет натуральным хозяйством. Часть из них продолжает лепить глиняные игрушки. Народный мастер России Татьяна Ивановна Бубнева изготавливает их с 12 лет. Как она вспоминает, жили они небогато, поэтому ремесло давало возможность заработать на кусок хлеба. Вместе с мужем Иваном Петровичем, Татьяна Ивановна подняла на ноги семерых детей. В настоящее время с ней живет сын Александр с семьёй, младший сын Алексей, дочь Татьяна с семьёй. Алексей и Александр с женой Валентиной лепят игрушки. Алексей заготавливает для всех глину, отремонтировал горн, производит обжиг и возит готовые изделия на реализацию в города Людиново, Дядьково.

Татьяна Борисовна Трифонова, попав в семью знаменитых гончаров, стала помогать в работе свёкру, свекрови, мужу. Лепить игрушки начала с 1989 года. Занимается лепкой глиняных игрушек и Татьяна Дмитриевна Городничева, дочь знаменитого потомственного хлудневского гончара Дмитрия Городничева. Изготавливать их она начала в 1990 году, а учителями её стали народные мастера России Мария Самошенкова и Ксения Трифонова.

В посёлке Думиничи живёт Ахалова Инесса Алексеевна, внучка народного мастера России Трифоновой Аграфены Фёдоровны. Она лепит игрушку с 2001 года. Там же живёт семья Заборских: Александр с женой Татьяной и детьми Евгенией и Алексеем. С 1997 года они занимаются Хлудневской игрушкой. С 2001 года Александр Заборских является официальным учеником Хлудневских мастериц.С 2007 года - Народный мастер России.